Верховный суд признал право на компенсацию за изъятие недвижимости без регистрации в ЕГРН

Верховный суд признал право на компенсацию за изъятие недвижимости без регистрации в ЕГРН

(Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2024 по делу № А40-6377/2023 (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/4a9b959f-a947-449b..))

Суть дела

Истец обратился в суд с требованием о взыскании денежных средств за изъятие нежилого помещения, принадлежащего Истцу в силу приобретательной давности.

Постановление Правительства Москвы от 05.10.2021 № 1552-ПП определило, что территория нежилой застройки, где находится помещение Истца, подлежит комплексному развитию в рамках Программы реновации жилищного фонда Москвы.

В соответствии с этим, ДГИ г. Москвы принял распоряжение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд.

Однако в списке объектов, подлежащих изъятию, помещение Истца не значилось.

Истец направил в ДГИ г. Москвы заявление об учете права собственности на помещение в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ.

В ответ Департамент сообщил, что помещение подлежит сносу, и направил дело в Департамент строительства г. Москвы. Истец направил аналогичное заявление в
Департамент строительства, на что получил ответ о необходимости официальной регистрации права собственности, так как оно отсутствует в ЕГРН.

Позиции судов

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска. Они исходили из того, что право собственности на спорное помещение не зарегистрировано в ЕГРН, и его отсутствие препятствует выплате возмещения.

Что сказал Верховный суд?

Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение, поскольку:

отсутствие регистрации права в ЕГРН не лишает Истца права на компенсацию за изъятие имущества;

суды не учли, что ранее решением суда уже было признано, что Истец владеет помещением как своим собственным в силу приобретательной давности;

положения Земельного кодекса (статья 56.12) допускают изъятие недвижимости для государственных нужд даже при отсутствии сведений о нём в ЕГРН.

Определение ВС РФ подтверждает необходимость учета конституционного принципа защиты права собственности и закрепляет право на возмещение ущерба даже в случаях, когда права на имущество не зарегистрированы, что имеет значительные последствия для споров о возмещении за изъятые объекты недвижимости.