Недвижимость для целей налогообложения

Недвижимость для целей налогообложения

Верховный Суд рассмотрел дело о налоговой классификации имущества по жалобе конкурсного управляющего лесозаготовительной компании-банкрота. Спор возник относительно деревообрабатывающего оборудования и трансформаторных подстанций киоскового типа (КТПК), принадлежащих предприятию.

Межрайонная налоговая инспекция по Хабаровскому краю отнесла их к недвижимому имуществу и доначислила налог за 2020 год в сумме 7,5 млн рублей, а также пени на 1,6 млн рублей и штраф за неуплату налога на имущество в размере 375,3 тыс. рублей.

Инспекция полагала, что задекларированное в качестве движимого имущества оборудование входит в состав единого имущественного комплекса, а значит неправомерно исключено из налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Первая инстанция не согласилась с ФНС, указав, что объекты приобретались в разное время и расположены на разных земельных участках, то есть не могут считаться единым комплексом. Кроме того, они могут быть демонтированы и не имеют «неразрывной связи» с землей. Но в апелляции и кассации решение не устояло.

Позиция ВС РФ: (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/d99fb3a8-126a-4ced..)

Возникновение обязанности по уплате налога на имущество организаций после 1 января 2019г. по общему правилу связывается с наличием недвижимого имущества, за исключением земельных участков, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Наличие сведений об имуществе в ЕГРН имеет доказательное значение, но не является безусловным для квалификации имущества в качестве объекта налогообложения.

Распространение правового режима сложной вещи (ст. 134 ГК РФ) или единого недвижимого комплекса (ст. 1311 ГК РФ) на всю совокупность вещей, включающих в себя как движимое, так и недвижимое имущество, продиктовано целями гражданского оборота (удобство совершения одной сделки и т.п.). Что не тождественно целям налогообложения.

По итогам инвентаризации деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции КТПК были включены обществом в раздел «Машины и оборудование». Также спорное имущество не состояло на кадастровом учете, в отношении него не получалось разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию.

Налоговый орган исходил из того, что производственные линии размещены в зданиях (цехах) и неразрывно взаимосвязаны с ними, их перемещение невозможно без ущерба технической (функциональной) целостности. А трансформаторные подстанции относятся к недвижимому имуществу, поскольку входят в комплекс зданий, объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы. При этом не было доказано, что производственные линии являлись частью капитальных сооружений и зданий.

«Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений, либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций».
Решение краевого суда оставлено в силе.