Списание банком задолженности не является прощением долга, поскольку само по себе не свидетельствует о намерении кредитора освободить должника от испо…

Списание банком задолженности не является прощением долга, поскольку само по себе не свидетельствует о намерении кредитора освободить должника от исполнения обязательства

С доводом о том, что сумма задолженности 1 октября 2018 г. была списана банком за счёт средств резерва, что свидетельствует о прощении долга кредитором согласиться нельзя.

В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным названным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно ст. 415 этого же кодекса обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора (пункт 1).

Обязательство считается прекращённым с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга (пункт 2).

В п. 34 постановления Пленума ВС РФ 11.06.2020 г. № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» разъяснено, что прощение долга представляет собой двустороннюю сделку с подразумеваемым, по общему правилу, согласием должника на ее совершение: обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если иное не предусмотрено соглашением сторон. В то же время прощение долга следует считать несостоявшимся, если должник в разумный срок с момента получения такого уведомления направит кредитору в любой форме возражения против прощения долга (ст. 165.1, п. 2 ст. 415, п. 2 ст. 438 ГК РФ).

В письме Банка России от 3 июня 2021 г. № 41-1-3-1/486 указано, что списание безденежной задолженности на внебалансовые счета не является основанием для признания долга заёмщика по кредитному договору недействующим и прекращения кредитной организацией осуществления мероприятий по его взысканию.

Суд апелляционной инстанции, дав оценку обстоятельствам дела и представленным по нему доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришёл к выводу о том, что списание банком задолженности применительно к обстоятельствам настоящего дела не является прощением долга в соответствии со ст. 415 ГК РФ, поскольку само по себе не свидетельствует о намерении кредитора освободить должника от исполнения обязательства.

Определение ВС РФ 10.09.2024 № 89-КГ24-8-К7 (https://www.vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2404986)