Коллективная жалоба без обратного адреса может быть признана анонимной. (https://ibb.co/rHHRFtW)

Коллективная жалоба без обратного адреса может быть признана анонимной. (https://ibb.co/rHHRFtW)

Арбитражный суд одного региона не смог определиться, как надзорный орган должен рассмотреть коллективную жалобу граждан, если она содержит ФИО обратившихся, но в качестве адреса для ответа сообщает лишь адрес местной администрации, при этом телефона и E-mail в жалобе нет (Постановления АС Уральского округа (http://base.garant.ru/38924985/)).

Две такие жалобы, от одних и тех же отправителей, и про «проделки» одного и того же ИП, оказались в отделе государственного пожарного надзора и в Роспотребнадзоре.

Оба надзорных органа провели КНМ без взаимодействия (выездные обследования), по итогам которых ИП были объявлены предостережения (хотя в обоих случаях были выявлены не признаки нарушения, а нарушения как таковые).

ИП оспорил оба предостережения в одном арбитражном суде, однако результат обжалования оказался противоположным.

Так, арбитражный суд согласился с тем, что МЧС не вправе был проводить контрольное надзорное мероприятие в отношении ИП по данной жалобе о нарушении противопожарного режима, — неважно, будь это КНМ с взаимодействием или нет:
при рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности.

согласно ст. 59 Закона № 248-ФЗ такие обращения принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению только при условии установления и подтверждения личности обратившегося, а при невозможности подтверждения личности эти обращения рассматриваются в порядке, установленном Законом о порядке рассмотрения обращений граждан (то есть без проведения КНМ);

при этом МЧС провело мероприятия, направленные на установление личности граждан, обратившихся с соответствующим заявлением — поскольку обратный адрес на заявлении принадлежит Администрации городского округа, МЧС запросило ОМСУ о заявителях, на что получило ответ, что данные заявители в ОМСУ не работают, а кто они такие — ОМСУ понятия не имеет, в силу чего обеспечить явку данных граждан не предоставляется возможным;

таким образом, из имеющихся сведений в заявлении невозможно с достоверной точностью установить личности авторов заявления, следовательно, поступившее заявление невозможно признать обращением, оно является анонимным и не соответствует требованиям ст. 7 (http://base.garant.ru/12146661/e88847e78ccd9fdb54482c..), 11 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан (https://base.garant.ru/12146661/9d78f2e21a0e8d6e5a75a..);
значит, в рассматриваемом случае КНМ проведено административным органом на основании обращения неустановленных лиц, что противоречит положениям Закона о госконтроле, поэтому спорные предостережение и задание (приказ) о проведении КНМ признаны недействительными и нарушающими права и законные интересы ИП.

Впоследствии ИП даже взыскал с МЧС судебные издержки по делу (в данной части спор дошел до Верховного Суда РФ, который согласился с тем, что МЧС должно возместить ИП расходы на юриста).
А вот законность санитарного КНМ и санитарного предостережения арбитражный суд того же субъекта РФ мотивировал следующим образом:

Закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ не содержит требований об установлении личности гражданина, обратившегося с обращением, а напротив законодатель указывает в статье 10 на полное, объективное, всестороннее рассмотрение обращений;
согласно статье 11 данного Закона, в случае, если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Однако спорное обращение соответствовало предъявляемым к подобного рода обращениям требованиям, а также позволяло установить личность граждан его подающих, содержало адрес, по которому должен быть дан ответ;

таким образом, в рассматриваемом случае у Роспотребнадзора имелась достоверная информация о том, что на рельеф местности изливаются канализационные стоки из здания, принадлежащего ИП, что, в свою очередь, создало вероятность реальной угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям (здоровью населения);