Маркетплейс заставили восстановить покупателю аннулированные бонусные баллы. (https://ibb.co/Jj5WQ8Hc)
Потребитель накопил на маркетплейсе более 240 тысяч бонусных баллов (учитывались по курсу 1:1 с российским рублем), но использовать их для новых покупок не успел: маркетплейс провел «внутреннюю проверку», выявил в поведении покупатели признаки недобросовестности и все баллы попросту аннулировал.
Покупатель планировал потратить баллы на покупку ювелирного изделия – золотого браслета для часов (его пришлось в итоге оплатить «живыми» деньгами), поэтому без колебаний предъявил в суд иск к маркетплейсу, в котором просил взыскать сумму убытков – в размере суммы в рублях, потраченной на браслет, компенсацию морального вреда и штраф.
Маркетплейс попытался обосновать свое решение о списании всех бонусных баллов в программе лояльности и даже выиграл дело в суде первой инстанции:
к заказам, совершенным истцом на сайте, применялись правила программы лояльности ответчика.
В соответствии с этими правилами злоупотребление правилами – недобросовестные действия участника, в том числе направленные на злоупотребление участником какими-либо привилегиями и поощрениями, предоставляемыми участнику в рамках программы и/или акции, и/или на накопление количества бонусных рублей на своем бонусном счете без фактического приобретения товаров/услуг партнера в целях личного потребления, при этом в качестве злоупотреблений правилами и недобросовестных действий рассматриваются, в частности, характерные закупки товаров или (и) услуг партнера и использование поощрений не для личного потребления, а в предпринимательских целях;
однако истец покупал товары явно не для личного использования. Так, за короткий срок он оформил заказы на следующие товары – мужская обувь одной марки в количестве 15 пар, смартфон в количестве 5 штук (по 3 и 2 одинаковых), пиджак/костюм мужской люксовых брендов в количестве 7 штук;
при этом у истца оформлен статус ИП,
а правила программы лояльности предусматривают аннулирование бонусных рублей в случае, если их начисление явилось результатом злоупотребления правилами, недобросовестных действий участника или третьих лиц.
Однако суд второй инстанции, с которым согласился Шестой КСОЮ, убедился, что даже такой нескромный объем покупок может вполне вписываться в паттерн именно потребительского поведения:
ответчик в своих возражениях на иск указал, что истцом приобретены товары не для личного потребления, в соответствии с Правилами программы лояльности ответчик вправе приостановить участие истца в этой программе и аннулировать количество накопленных бонусных баллов,
между тем, согласно ЗПП потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
из показаний истца усматривается, что им в указанный период времени были куплены товары не только для себя лично, но и для подарков жене и другим членам семьи;
данные доводы истца подтверждены объяснительными свидетелей – супруги, матери, тетушки, братьев и племянников истца, спорные вещи находятся в их пользовании, суду представлены фотографии, заказы оформлялись с одного аккаунта и были доставлены по месту жительства истца, все товары оплачены истцом, ответчик принял оплату этих товаров и начислил бонусные баллы, при этом часть товаров были возращены продавцам,к тому же деятельность истца как индивидуального предпринимателя не связана с продажей предметов одежды, обуви и средств связи;
таким образом, товары истцом были куплены не только для личного потребления, но и для иных нужд (дарения супруге и родственникам), не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Помимо бонусных баллов, в пользу истца присудили ежедневный астрент до восстановления баллов, компенсацию морального вреда в 5 000 рублей и судебных расходов, а также штраф (определение СК (http://base.garant.ru/343684509/)).