Пленум ВС РФ призвал суды применять более мягкие меры пресечения
В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда РФ внес изменения в (Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2025 г. № 1 (http://base.garant.ru/412085036/) и № 2 (http://base.garant.ru/412085042/)):
постановление от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий (https://base.garant.ru/70548674/);
отдельные постановления по уголовным делам.
Так, постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. № 41 (http://base.garant.ru/70548674/) дополнено, в частности, разъяснением о том, что избрание меры пресечения в виде заключения под стражу возможно в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении лишь такого преступления, за которое ему с учетом санкции соответствующей нормы Особенной части и положений Общей части УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Скорректированы разъяснения, содержащиеся в п. 4 Постановления № 41 (http://base.garant.ru/70548674/#block_4). Это связано с тем, что Федеральным законом от 28 февраля 2025 г. № 13-ФЗ (http://base.garant.ru/411574107/) внесены существенные изменения в ст. 108 «Заключение под стражу» УПК РФ (http://base.garant.ru/12125178/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/#block_108) (в частности, назначение заключения под стражу в качестве меры пресечения теперь ставится в зависимость не от срока лишения свободы, а от категории и характера преступления).
Учтены в постановлении и обновленные положения УПК РФ, касающиеся применения меры пресечения в виде заключения под стражу к несовершеннолетнему, беременной женщине, женщине, имеющей малолетнего ребенка, мужчине, являющемуся единственным родителем малолетнего ребенка, усыновителю или опекуну малолетнего ребенка, единственному родителю, усыновителю, опекуну или попечителю ребенка-инвалида.
Даны разъяснения и о применении еще одной новеллы – ч. 2.1 ст. 108 УПК РФ, которой установлен запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу лиц, страдающих тяжелым заболеванием из перечня, утвержденного Правительством РФ.
Поясняется, что суд должен тщательно проверять представленные медицинские документы, подтверждающие наличие у подозреваемого или обвиняемого такого заболевания, в необходимых случаях истребовать дополнительные документы и привлекать к участию в рассмотрении ходатайства соответствующих специалистов, в том числе
представителей медучреждения или лиц, выдавших такие документы. Подчеркивается, что данный запрет действует в отношении лица, страдающего указанным заболеванием, независимо от категории преступления, в совершении которого подозревается или обвиняется такое лицо, и наличия обстоятельств, предусмотренных подп. «а» – «г» п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
Пленум ВС РФ ориентирует суды на необходимость индивидуального подхода при назначении меры пресечения в виде заключения под стражу. Отмечается, что принимая данное решение в отношении лица, к которому такая мера пресечения в силу прямого указания закона применяется только в исключительных случаях, суд должен проверить и проанализировать все приложенные к ходатайству об избрании меры пресечения материалы и доводы участников судебного заседания и в постановлении указать, в силу каких именно обстоятельств в отношении данного лица достижение целей применения меры пресечения возможно лишь в результате заключения его под стражу. Подчеркивается, что такой вывод не может быть сделан по формальным основаниям без приведения конкретных обстоятельств, нашедших подтверждение в судебном заседании.
Внесен ряд иных изменений в Постановление № 41.
Во втором из рассматриваемых постановлений Пленум ВС РФ уточнил отдельные вопросы, связанные с подсудностью уголовных дел (порядок обжалования судебных актов об удовлетворении.
Кроме того, скорректирован ряд разъяснений по вопросам выдачи другим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с совершенными ими преступлениями.
Это обусловлено в том числе прекращением членства России в Совете Европы и ее участия в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г (http://base.garant.ru/2540800/).